Мотоциклы Yamaha - история создания.

Мотоциклы с фабрики музыкальных инструментов

Yamaha представляет Японию не только как производитель мотоциклов и автомобильных двигателей. Компания – один из крупнейших в мире производителей музыкальной аппаратуры высшего класса. А начиналось все именно с музыкальных инструментов, производство которых и основал Ямаха Торакусу в провинции Кюсю. Основной материал для подобного производства - высококачественная древесина - разрабатывалась в изобилии в долине реки Темрю в Хамамацу. Это место и было выбрано для строительства маленькой фабрики. По иронии судьбы пропеллеры для военных самолетов в начале войны также делались из дерева и завод по производству музыкальных инструментов был вынужден перейти на военные заказы. По мере развития авиастроения, пропеллеры стали делать из металла, а к середине войны большинство деревообрабатывающих фабрик было разрушено бомбардировками. Фабрика Yamaha, тем не менее, уцелела, но и она была конфискована после войны генеральным штабом. Изготовление музыкальных инструментов, имеющее богатые традиции, стояло под угрозой исчезновения. Тем не менее, в 1952-м году конфискованный завод был возвращен владельцу, и на нем вновь наладили производство музыкальных ИНСтрументов. Однако, в послевоенной Японии пианино спросом совсем не пользовались. И тогда глава фирмы Кавауэ Кеничи, решает из деталей, возвращенных вместе с заводом, производить мотоциклы, которые требовались в то время на рынке. Таким образом Yamaha стала производить двухколесные транспортные средства.

У истоков мотопроизводства

Первый мотоцикл Yamaha скопировала с немецкого DKW RT125. После выбора образца, утвержденного 28 июня 1954-го года, инженеры пытались хоть как то изменить его конструкцию, но президент фирмы воспротивился этому: времени на долгие изыскания не было. Первую машину создали уже через два месяца после начала разработок. На нее возлагались большие надежды. 12-го октября того же года в Токио была представлена новая модель японского мотоцикла – Yamaha YA1. Но налаживание производства потребовало много времени. Лишь к январю 55-го года планировалось окончание строительства завода Хамамэй, который предполагалось загрузить производством мотоциклов. Впрочем, завод - громко сказано, то было деревянное строение, штат же сотрудников Yamaha составлял только 100 человек, и они действительно шли на пути в неизведанное. Еще до того, как начались продажи мотоциклов, компания приняла участие в гонках, считавшихся весьма значимыми в Японии, в подъеме на гору Фудзи, и умудрилась одержать победу над Honda. После неожиданного успеха гонщики на Yamaha вновь принимают участие в гонках по вулкану Асама, и во второй раз одерживают победу. После двойного успеха, мотоциклы с фабрики музыкальных инструментов становятся известны по всей Японии. В следующем 1955-м году, гонщики на моделях YC1 одерживают ряд побед, закрепляя за Yamaha серьезный рубеж.

Выпуск двухцилиндрового мотора.

В январе 1956-го года произошло объединение научно-исследовательского института Хамамацу и конструкторского отдела Yamaha. Совместными усилиями начинается разработка нового мотоцикла с двухцилиндровым двигателем объемом 250 смЗ. В качестве образца выступила немецкая модель Adora МВ250, но группа, занимавшаяся разработкой, настояла на проектировании собственного варианта оформления машины. В итоге новый мотоцикл действительно сошел с чистого листа, и предстал перед публикой в феврале 1957-го года как модель YD1. Поступившая в продажу в марте того же года, машина оказалась с серьезными недостатками. На многих двигателях выходил из строя коленчатый вал. Yamaha в спешном порядке устраняет неисправность и отзывает все дефектные двигатели. Столь широкий жест не мог не сказаться на финансовом состоянии фирмы, но был неизбежен для сохранения доброго имени - компании удалось сохранить свое достоинство и вернуть доверие потребителей.

Возвращение к участию в гонках.

Осенью 57-го Yamaha вновь выставила команду в гонках по вулкану Асама. На этот раз спортсмены выступали в классе 250 см3 на мотоциклах, сделанных на базе YD1 -250S, переименованных позже в YDS1. И опять победили. В результате, Yamaha YDS1 вместе с Honda СВ72 стали катализаторами развития в Японии мотоциклетного движения. Тем временем, продажи YDS1 успешно растут, и фирма принимается за выпуск новых моделей. Один за другим, на свет появляются скутер SC1 и мопед MF1. Обе машины разрабатывались в спешке и получились крайне ненадежными. Из-за этого Yamaha постиг сильнейший кризис, акции компании резко обесценились. Руководство вновь решает вернуться к музыкальным инструментам, на время махнув рукой на создание новых мотоциклов. С другой стороны, успешное выступление фирменной команды в мотогонках - хорошая реклама любой продукции, и компания вновь возвращается к спортивной деятельности. Решение вернуться в гонки было встречено всем коллективом фирмы с воодушевлением. Конструкторский отдел вкладывал все силы в разработку гоночных моделей, сделав на базе YDS1 новый мотоцикл класса 250 см3 - TD1. Модель была впервые представлена на открытии трассы всеяпонского чемпионата, где и одержала великолепную победу. Yamaha вновь вернула свой престиж. Далее следовали успешные выступления на гонках "Гран-при" за рубежом, после которых Yamaha стала известна всему миру. В процессе создания гоночных моделей конструкторы фирмы приобретали бесценный опыт, воплощенный позднее в конструкциях мотоциклов YA6 и YG1D, предназначенных уже для массового производства.

Работа на экспорт

Путь восстановления был нелегок. В одночасье 13% мотоциклетного рынка страны, контролируемого компанией, сократилось до 5%. В этот непростой период Yamaha решает обратить внимание на зарубежные рынки. Для работы на экспорт был построен новый завод Канда, весьма кстати получивший заказ Toyota на производство комплектующих для автомобиля 2000GT. Работая на экспорт, компания тщательно изучала зарубежные рынки сбыта, чтобы четко следовать их запросам. Необычные конструкции появляются одна за другой. Взять к примеру модель DT1. Этот превосходный гибрид дорожного и кроссового мотоциклов пришелся по вкусу вначале американским мотоциклистам, а затем стал хитом и на японском рынке. С другой стороны, от американских представителей компании поступали настойчивые пожелания о необходимости выпуска тяжелого мотоцикла с четырехтактным двигателем. Yamaha пошла по проторенной дорожке, воплотив в своем XS1 любимый американцами Triumph Bonnebille. Конечно, XS1 не смог выдержать конкуренции с другими "японцами", и прежде всего, с Honda СВ750, но мотоцикл получился достаточно надежный. Yamaha прочно закрепилась на рынке с малогабаритными конструкциями скутерами Zippy 73-го года и Passola 77-го. Этим машинам не было равных.

Источник: http://www.motolife.ru